Казань
выбрать регион | карта сайта
Поиск по сайту:  
Главное меню
Главная
Выбор региона
Карта сайта
Расширенный поиск
Каталог рекламных фирм
Каталог товаров и услуг
Изготовление рекламы
Размещение рекламы
Стимулирование сбыта
Обордование и материалы
Портфолио рекламных фирм
Инструменты рекламиста
Типовая продукция
Каталог тендеров
Работа
Образование
Голосования
Топ 100 сайтов
Новости
Новости компаний
Российские новости
Мировые новости
Аналитика и публикации
Справочная информация
Рекламный форум
 
Опрос на MediaPilot Online
Сторона вашего участия в рекламе
Рекламист - сотрудник рекламной фирмы
Заказчик – сотрудник компании-заказчика рекламы
Я рекламой не занимаюсь.
 
Реклама

Главная / Аналитика и публикации / Клуб рекламодателей /
Добавить в избранное
Версия для печати

Сценарные деловые игры – новый уровень развития бизнеса


27.09.2007

Сценарные деловые игры – новый уровень развития бизнесаДля российского менеджмента стало актуальным его переосмысление через призму маркетинга. Так, важным для современного поколения топ-менеджеров стало владение не только экономическими, финансовыми и юридическими знаниями, но и знаниями в области маркетингового управления.

Здесь требуется перестройка взгляда на ведение бизнеса, это осложняется тем, что во многих компаниях и на многих предприятиях, особенно государственных, отсутствуют маркетинговые подразделения из-за того, что руководство просто не понимает их функций и вклада в эффективность работы всей организации. В целом маркетинговая концепция управления подразумевает управление компанией с учетом требований и изменений рынка. Маркетинг влияет на систему управления в целом, то есть на экономическое, кадровое, производственное и другие виды управления в компании.

Управленческая концепция существует в каждой компании, но бывает формализованная, неформализованная и интуитивная. Для того чтобы она была эффективная и устойчивая к воздействию влияния внешней среды организации (клиенты, конкуренты, поставщики), необходимы деловые консалтинговые игры, которые помогают сформулировать долгосрочную стратегию развития.

Базой формирования маркетинговой управленческой концепции является цикл, состоящий из следующих этапов: определение положения компании, прогнозирование результата развития при данных условиях, постановка целей деловой игры для изменения развития, построение сценария деловой игры, проведение деловой игры и выбор наиболее эффективного варианта развития, оценка ресурсов, определение стратегии компании на рынке, разработка тактики и оперативного плана, реализация плана, оценка результата и вновь определение положения компании.

Деловые игры очень развиты на Западе, где консалтинговые агентства предлагают услуги по консультированию развития компании через сценарные деловые игры, которые многократно использовались и, соответственно, результаты надежны и проверены временем. В основном все деловые игры представляются, как обыгрывание прошедших, актуальных или возможных ситуаций с целью выявления, соответственно, повторяющихся ошибок, причин ошибок, наиболее выгодных вариантов развития компании. Чтобы вновь осмыслить организационное поведение и организационное развитие, надо выявить консалтинговый потенциал. К деловым играм часто прибегают крупные компании, которые хотят быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. Также деловые игры широко распространены в школах менеджмента, у специалистов по мировой экономике, политиков и военных.

Психологический эффект игрового процесса можно разделить на две составные части по форме и содержанию. Так, психологический эффект достигнут по форме, если игроки понимали происходящее, а по содержанию, если игровой процесс убедил участников в имеющихся вариантах развития организации, то есть данные варианты реалистичны. Чем более разработана сценарная модель, тем более возрастает значимость вариантов сценариев. Эти сценарии являются итогом деловых консалтинговых игр, которые порождаются обстоятельствами рабочей среды.

Существует два основных сценария развития компаний. Глубинное изучение проблемы: ознакомления с ситуацией, диагностика, проектирование возможных вариантов развития, выбор максимально эффективного, обучение или адаптация к выбранному варианту, «пилотаж», корректировка и итоговое преобразование. Данный вариант развития длительный по времени, но минимизирует риски, связанные с влиянием случайных факторов. Второй вариант – разыгрывающее моделирование: обучение или приспособление к обстоятельствам в ходе работы – и подразумевает ролевое разыгрывание и сопоставление с реальностью, поиск новых возможностей по средствам перебора различных вариантов. Синергетический эффект возрастает, если использовать первый вариант, как базу для второго.

В деловых играх закладывается стратегия организационного развития компании, а выработанные стратегии являются долгосрочной ориентацией в направлении деятельности.

Негативный результат, использования деловых игр, может проявиться в силу воздействия определенных факторов: нехватки времени на подготовку, расчет на быстрый результат, нарушение последовательности игры, участие в игре неполной команды, решение всех проблем сразу.

Основная проблема, которая возникает у топ-менеджеров компании, в которой проводилась деловая игра, это проблема стратегического выбора одного варианта развития. А переходы от одного организационного состояния к другому часто оказываются болезненными для сотрудников компании.

Основной смысл сценарных деловых игр заключается в формировании организационной культуры управления, которая помогает топ-менеджерам совмещать практические методы администрирования и научные методы организационного развития. Деловые игры помогают понять варианты организации управления компании.

Тренинги или деловые игры?

В России распространены тренинги. И под данным понятием часто подразумевается весь спектр возможных влияний на изменение деятельности или устройства компании, начиная от курсов повышения квалификации сотрудников до консалтингового консультирования.

Понятия «тренинг» и «деловые игры» пришли к нам с Запада вместе со становлением бизнеса в России, при этом важно различать заложенные смыслы данных терминов. Так, тренинги проводятся для выработки определенного навыка, который поможет эффективно работать в новых условиях. А деловые игры помогают выработать определенное поведение или стиль работы и управления, который поможет увеличить эффективность организации, выбрать курс развития или избежать рисков, то есть построение модели развития с учетом выделенных условий. В целом тренинги включают отработку на практике какого-либо навыка (тренинги по продажам, по логистики, по маркетингу), а деловые игры конструирование событий не всегда реальных (деловые игры по развитию в кризисных ситуациях, поисковые, проективные, организационные, инновационные деловые игры).

Деловая игра (словарь по экономике и финансам) - способ определения оптимального решения экономических, управленческих и иных задач путем имитации или моделирования хозяйственной ситуации и правил поведения участников. Обычно деловая игра проводится в четыре этапа:
  1. ознакомление участников с целями, задачами и условиями игры;
  2. инструктаж относительно порядка проведения игры;
  3. разделение участников на несколько ролевых групп;
  4. анализ, оценка процесса и результатов игры.
Тренинг (словарь по общественным наукам) - систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков участников тренинга. Различают тренинг делового общения, тренинг продаж, перцептивный тренинг, поведенческий тренинг, тренинг чувствительности, ролевой тренинг, видеотренинг и другие. Train (англ.) - обучать, воспитывать.

История развития

В древнем Египте игровое моделирование использовалось при отработке военных тактических приемов с целью отработать варианты противодействия противникам.

В конце 60-х гг. Стаффорд Бир предложил в книге «Мозг фирмы» виртуальные деловые игры, позволяющие управлять различными бизнес- и госструктурами. В это же время другой ученый Форрестер разработал основы науки динамики систем, позволяющей строить интерактивные модели экономических, политических, социальных ситуаций.

В 80-е гг. деловые игры получили широкую популярность в западных школах менеджмента. Например, игра университета Сиэттла – «Занзибар», используемая в учебных курсах по внешнеэкономической деятельности.

С появлением средств виртуальной реальности компания Silicon Graphics использовала новейшие системы визуализации для оснащения тренинг-центров крупных корпораций интерактивными комплексами для ситуационного моделирования.

В нашей стране деловые игры появились в30-х годах. Автором первой деловой игры была М.М.Бирштейн, которая организовала серию игровых экспериментов на ленинградском заводе пишущих машин и фабрике «Красный ткач». Первые игры были ориентированы не на учебные цели, а создавались как средство подготовки реальных управленческих решений.

С 1975 года стали появляться не только новые деловые игры, но и теоретические работы, возникли имитационные игры на экономические, биологические, медицинские, архитектурные и другие темы. Постепенно имитационными играми заинтересовались психологи, социологи. Стали появляться игры, знакомящие молодых людей с социальной средой, в которой им предстоит оказаться в будущем.

В начале 1990-х годов на российском рынке появились компьютерные деловые игры.

Рынок деловых игр

Международная ассоциация по имитационному моделированию и играм ISAGA (Internationall Simulation and Games Association) ежегодно проводит семинары по обсуждению теоретических и практических проблем, возникающих в процессе создания имитационных игр, их проведения в различных аудиториях и для различных целей.

В конференциях принимают участие представители из университетов разных стран: Японии, России, Германии, США, Великобритании, Нидерландов, Израиля, Австралии и других.

Наиболее известные российские разработчики деловых игр: компания «Ижица» г. Пенза (игры «Брокер», «Рынок» и др.), КОББИ г.Москва («Маркетинг», «Экономический анализ» и др.) и «Инфорт» г. Москва («Бизнес-курс» – моделирование управления предприятием в различных экономических условиях с разным конкурентным окружением, «ИНРЭКО-ЛАН» совместно с Владимирским университетом («Управление супермаркетом» – моделирование различных бизнес-ситуаций на основе программного комплекса «Триумф-Аналитика»).

Распространение


В России стали регулярно проводиться различные конференции, освещающие новости в сфере развития деловых бизнес-игр.

Так, в ноябре 2006 года Академия народного хозяйства при Правительстве РФ провела конкурс «Активные методы обучения», где преподаватели могли принять участие в программе повышения квалификации в области разработки и использования активных методов обучения. В основе программы мастер-классы ведущих мировых профессоров, ведущих тренеров в области активных методов обучения. То есть основной целью программы являлась подготовка разработчиков и организаторов обучения на базе современных образовательных технологий.

  Специально
для «МедиаПилот»,
Дмитрий Шиманов,
генеральный директор
Маркетинговой компании
MAR Consult.


17.08.2018
Любопытные факты о рекламе
1. Каждый год люди тратят на рекламу больше, чем пятьсот миллиардов долларов. Это по-настоящему огромная сумма денег. 2. Привычный для всех нас рекламный баннер впервы...
Подробнее
09.08.2018
Смерть киосков, падение тиражей, опасные законы – Роспечать о рынке печатных СМИ-2012
Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям подвели итоги 2012 года в области рынка «бумажны...
Подробнее
09.08.2018
Изменения на рекламном ТВ-рынке: что ожидать от поправок в федеральный закон «О рекламе»
К чтению готовы Законопроект, предлагающий кардинально изменить правила размещения рекламы на Т, принят Г...
Подробнее
Вход на сайт
 
Реклама


Инструменты рекламиста
Календари на 2016 год