Казань
выбрать регион | карта сайта
Поиск по сайту:  
Главное меню
Главная
Выбор региона
Карта сайта
Расширенный поиск
Каталог рекламных фирм
Каталог товаров и услуг
Изготовление рекламы
Размещение рекламы
Стимулирование сбыта
Обордование и материалы
Портфолио рекламных фирм
Инструменты рекламиста
Типовая продукция
Каталог тендеров
Работа
Образование
Голосования
Топ 100 сайтов
Новости
Новости компаний
Российские новости
Мировые новости
Аналитика и публикации
Справочная информация
Рекламный форум
 
Опрос на MediaPilot Online
Мы хотим сделать МедиаПилот лучше. Посоветуйте нам сервисы, улучшения, новые инструменты.
 
Реклама

Главная / Новости рекламного рынка / Российские новости.
Добавить в избранное
Сделать стартовой страницей

Скандал в журнале Gala - редакция против учредителя

15.08.2007
В редакции журнала Gala, издаваемого в России немецким издательским холдингом Gruner Und Jahr, разгорелся громкий скандал. Учредитель издания и творческий коллектив разошлись в понимании концепции журнала, свободы слова и в трактовке закона РФ «О СМИ». В итоге сентябрьский номер Gala оказался под угрозой выхода с пустыми страницами. А редакционный коллектив во главе с Машей Гессен написал заявления об увольнении. Дело едва не дошло до жалоб в прокуратуру и трудовую инспекцию.

Скандал в журнале Gala не типичен для внешне спокойного мира глянцевых изданий. В журналах «для зрелых обеспеченных дам» нет политики. Нет тесных взаимоотношений с властью. Нет почвы для острых общественных конфликтов. Там все красиво и «гламурно». Однако, как и везде в бизнесе, там существуют отношения между «я-хозяином» и «я-творцом». И в этом смысле ситуация в Gala – яркий пример того, с какими трудностями сталкиваются издатели, в особенности иностранные, пришедшие на незнакомый им рынок с незнакомым менталитетом и незнакомым законодательством; а с другой стороны, какие трудности ждут редакторов журналов, принадлежащих иностранным холдингам.

Суть проблемы в том, что учредитель и редакция формально имеют разные цели и амбиции. Редакция заботится о подборе материалов, ее интересует глубина изложения, пронзительность текстов, «подача», «общественный резонанс». То есть все, что превращает группу нанятых по контракту людей в «уникальный журналистский коллектив». Учредителя же интересуют рейтинги, доля на рынке, тиражи, доходы, известность брэнда, заинтересованность рекламодателей – то есть все, что в конечном счете приносит деньги. И очень трудно определить, что сильнее влияет на успех дела: профессионализм редакции или мастерство бизнес-управленцев.

Нынешняя команда Gala приступила к работе в ноябре 2006 года. Новый главный редактор Маша Гессен пришла со своей командой, своим пониманием журнала, своими творческими планами и идеями. Учредителю видение журнала, предложенное Гессен, понравилась. Во всяком случае, так утверждает сама Гессен.

В начале года была проведена рекламная кампания, в процессе которой показатели журнала на рынке заметно улучшились. Однако спустя некоторое время после окончания кампании стало ясно, что прорывов не произошло. И хотя выводы, возможно, делать преждевременно -- в издательском бизнесе едва ли не все определяется периодом с сентября по декабрь – именно показатели послужили формальной причиной возникших противоречий между генеральным директором Gruner Und Jahr в России Кристиной Айбль и главным редактором Gala Машей Гессен. По мнению Айбль, тиражи не растут из-за несоответствия творчества редакции концепции издания. Гессен утверждает, что в течение 8 месяцев работы редакции концепция журнала Айбль устраивала, а значит, причины следует искать в неверной бизнес-стратегии, то есть вне сферы творчества.

В редакции Gala привыкли к тому, что статьи перед публикацией переводятся и отправляются немецким издателям на контроль и утверждение. В июле к этому порядку добавилось нововведение – Кристина Айбль стала вмешиваться в творческий процесс, предлагая изменения, шедшие в разрез с видением Гессен. Главный редактор изменения принять отказывалась. В августе противостояние между ними достигло апогея. Кристина Айбль попыталась снять из номера ряд материалов, подготовленных командой Гессен, -- в частности, медицинскую колонку Ильи Колмановского, историю жизни Петра Фаворова, психологическую колонку Татьяны Хейн и новую колонку "Ученые".

Редакция в свою очередь обвинила Кристину Айбль во вмешательстве в деятельность творческого коллектива и нарушении закона «О СМИ». (Возглавляемое госпожой Айбль ЗАО «Грунер+Яр», является одновременно учредителем и издателем Gala. А ст. 18 закона «О СМИ» действительно запрещает учредителю вмешиваться в деятельность СМИ, если это не оговорено дополнительными соглашениями). Конфликтующие стороны перешли на личности.

По словам Маши Гессен, в то же время Айбль начала поиск юридических оснований для увольнения команды. В августе была серьезно ужесточена трудовая дисциплина. Сотрудников редакции обязали отчитываться о встречах с ньюсмейкерами в рабочее время. Журналисты и редакторы, отправлявшиеся на интервью, съемку, переговоры со стилистами, дизайнерами, фотографами, были вынуждены письменно фиксировать время своего отсутствия вплоть до указания контактов тех, с кем они встречались. В противном случае им грозило увольнение за прогул. В ответ, опасаясь возможных юридических последствий, сотрудники редакции завели специальный журнал, в котором фиксировались все их действия.

Конфликт усугубился еще и тем, что Кристина Айбль отказалась принимать от коллектива бумаги, составленные на русском языке, сославшись на его незнание. Сотрудники редакции в один голос заявляют, что Айбль, представляя в России немецкий издательский холдинг, относилась к ним буквально как к туземцам. «Вы хуже африканцев», -- цитируют они слова гендиректора Gruner Und Jahr в России.

В результате, за сутки до сдачи номера в печать ряд авторов, включая саму Гессен, потребовали снять с публикации собственные материалы. Журнал оказался под угрозой выхода с пустыми страницами. После привлечения к переговорам юристов, стороны договорились, что сентябрьский номер Gala выходит в том виде, в котором он готовился командой Гессен, после чего состав редакции журнала будет изменен.

Независимо от того, чем закончится конфликт, постоянные читатели Gala наверняка заметят изменения в журнале уже с октября.

Комментарий руководителя юридической службы ИД "Коммерсантъ" Георгия Иванова

В любом издании фигурируют три действующих лица: учредитель, издатель и редакция. На учредителя зарегистрировано СМИ, издатель обеспечивает весь производственный процесс, а редакция участвует в производственном процессе и создает материалы. Отношения между учредителем, и издателем и редакцией регулируются не только законом РФ «О СМИ», но и уставом редакции и договором между ними. У учредителя есть право в порядке, установленном в договоре, давать указания о публикации в издании специальных заявлений.

Договор между издателем, учредителем и редакцией наравне с уставом редакции необходим для предъявления в Россвязьохранкультуры для регистрации издания.

По умолчанию учредитель издания не имеет полномочий вмешиваться в процесс работы творческого коллектива. Типовой договор обычно просто повторяет закон о СМИ – в таком случае запрет учредителю вмешаться в деятельность редакции регламентируется ст. 18 закона РФ «О СМИ».

Однако необходимо понимать, что у учредителя есть мощный рычаг для воздействия на редакцию: он в любой момент может просто прекратить выпуск издания. И безусловно, это накладывает особый отпечаток на отношения между учредителем и творческим коллективом.

Ъ

07.09.2018
Запрет на рекламу алкоголя в СМИ компаниям удается обходить
опрос о необходимости пересмотреть запрет на рекламу спиртного в СМИ в связи с тем, что реклама качественного алкоголя на здоровье граждан...
Подробнее
07.09.2018
ФАС предупредила Google по поводу Навального
Размещение рекламы акции Алексея Навального против пенсионной реформы на YouTube может быть признано нарушением закона РФ. Об этом говорится в письме, ко...
Подробнее
07.09.2018
У наружной рекламы проблемы на дорогах
Национальная ассоциация визуальных коммуникаций (НАК) при участии чиновников готовит изменения в новый ГОСТ о требованиях к автодорогам, рассказали “Ъ&rd...
Подробнее
07.09.2018
Блогеры и бизнес: повод пересмотреть подход к рекламе
Сегодня общий объем рынка рекламы в блогах (в YouTube, Instagram и на других платформах) в России оценивается в 9–11 млрд рублей. Конечно,...
Подробнее
21.08.2018
Антимонопольный орган лишил Екатеринбург интима
Руководитель УФАС по Свердловской области Дмитрий Шалабодов заявил, что за три с половиной года очистил Екатеринбург от рекламы массажных салонов, пре...
Подробнее
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт

Вход на сайт
 
Реклама


Инструменты рекламиста
Календари на 2016 год