![]() |
||||||||||||||||||||||||||
Какая реклама нужна риелторам![]() После продолжавшегося почти год бурного роста цен зимой 2007 го да начал стагнировать рынок недвижимости. Об этом свидетельствуют не только мнения частных лиц, но и данные аналитиков портала IRN.ru (официальное название портала - "Индикаторы рынка недвижимости". - ИР). Наученный горьким опытом, бизнес (последний период стагнации, длившийся около девяти месяцев, рынок недвижимости пережил совсем недавно, в 2004 году), не стал сокращать рекламные расходы. По данным компании TNS Gallup Adfact, число выходов рекламы услуг по операциям с недвижимостью компании в первые пять месяцев 2007 года на 33% больше, чем за сравнимый период предыдущего благополучного года, что примерно соответствует темпам роста всего рекламного рынка. "В случае с рынком недвижимости рекламу используют как подпорку, иными словами, пытаются делать хорошую мину при плохой игре, - говорит Игорь Брук, независимый консультант по маркетингу. - Наращивая рекламные бюджеты, риелторские компании стараются скрыть реальность - падение числа реальных сделок и реальной цены квадратного метра, то есть давно ожидаемый специалистами конец пресловутой риелторской пирамиды, по сравнению с которой МММ был цветочками". Так можно ли ожидать в этой ситуации возврата средств, потраченных на рекламу? Не верю! Участники рынка сомневаются в этом. "Рынок недвижимости пока слабо развит, на нем нет сильных брендов, - говорит один из собеседников ИР, попросивший об анонимности. - Поэтому клиент делает свой выбор, ориентируясь на лично ему известного сотрудника риелторской компании, проще говоря, по знакомству". Впрочем, дело не только в специфике продажи жилья и особенностях людей, этим занимающихся. Сегодня, продавая квартиру, риелтор должен не просто продать товар, но оказать услугу, обслужить клиента. Превращение этого рынка в рынок услуг делает его проблемы схожими, например, с рынками страховых и банковских услуг. "В классической, товарной модели рынка покупатель осуществляет обмен денег на товар, в то время как на рынке услуг покупатель обменивает деньги на отношение, - рассуждает Дмитрий Сулима, директор управления по связям с общественностью компании "Росгосстрах-Столица". - По сути, услуга - это именно отношение к покупателю со стороны продавца. Например, на страховом рынке покупатель отдает свои полновесные золотые даже не за отношение, а за возможность отношения". Но клиенты пока мало верят в возможность теплого отношения незнакомцев - об этом говорят данные социологов. Опрос, проведенный компанией ROMIR в две волны - в начале 2006 и 2007 годов, показал, что люди не прочь сохранить свои растущие доходы, вложив их во что-нибудь стоящее. Доля ответов "не стал бы никуда вкладывать" за последний год сократилась с 28 до 17%. Самый эффективный способ уберечь заработанное, по мнению респондентов, - приобрести недвижимость. Так считали 44% год назад и 52% в этом году. Кому, как не профессиональным продавцам - риелторам, помочь им в этом? Но у подавляющего большинства (80%) нет никаких предпочтений по отношению к той или иной риелторской компании, о чем говорят данные другого опроса, проведенного в феврале 2007 года компанией КОМКОН в Москве. Более того, несмотря на обилие рекламы, москвичи толком не знают этих компаний. Лидер московского рынка с точки зрения узнаваемости, компания "ИНКОМ-Недвижимость" известна чуть больше чем четверти респондентов - 26,8%, "МИЭЛЬ-Недвижимость" - 25,1%, МИАН - 16,5%, остальные много меньше. Предпочитаемость компаний находится в прямой зависимости от их известности, но сами по себе цифры незначительны, даже у лидера лишь 7,4%. Характерно и то, что ни возраст, ни доходы респондентов, как свидетельствуют данные опроса, не оказывают существенного влияния на степень доверчивости людей. И реклама вряд ли сможет помочь. Почему? Да потому что, отвечая на вопрос об источниках информации о той или иной компании, абсолютное большинство респондентов (от 53 до 63% в зависимости от возраста) указывают не классические рекламоносители, а "советы знакомых, друзей, коллег" - об этом говорят результаты еще одного опроса ROMIR, касающегося уже страховых компаний. Надо ли в этой ситуации участникам рынков услуг тратиться на рекламу, а если да, то на какую? Лидеры рынка недвижимости предлагают разные решения. Домик в деревне "ИНКОМ-Недвижимость" - признанный лидер рынка. Лидия Гречина, директор по маркетингу компании, оценивает ее долю в 25%. И это при том, что рынок весьма раздроблен: по оценкам аналитиков "ИНКОМа", совокупная доля крупных игроков составляет около 40%, остальное приходится на мелкие фирмочки, часто насчитывающие одного-двух сотрудников, или просто частных лиц. Примерно ту же структуру рынка, кстати, демонстрируют и процитированные выше данные независимого опроса КОМКОНа. Естественно, что от маклеров ждать рекламных бюджетов не приходится, их стихия - непрозрачный рынок, маркетинг отношений. Будет ли вкладываться в рекламу лидер? "На товарном уровне разговаривать с потребителем уже сложно", - признает Гречина. В то же время компания наращивает рекламные расходы, существенно опережая по этому параметру конкурентов. По данным компании "ЭСПАР-Аналитик", число рекламных конструкций, задействованных "ИНКОМ-Недвижимостью" только за первые пять месяцев 2007 года - 175 - приближается к аналогичному показателю за весь прошлый 2006 год - 259. Оценки рекламного бюджета еще нагляднее. По данным "ЭСПАР-Аналитик", "ИНКОМ" тратил на наружную рекламу в 2005 году $175 тыс., в 2006-м - $270 тыс., и только в первые пять месяцев 2007-го - $284 тыс. Арифметическая оценка годового роста - почти в три раза - $682 тыс. И это при том, что, по данным TNS Gallup AdFact, совокупные затраты отрасли на наружную рекламу услуг в области операций с недвижимостью в 2006 году не только не росли, но уменьшились на 4 процентных пункта. Тем не менее подобная рекламная экспансия - это не попытка задавить конкурентов медиавесом. "Доверие клиентов может завоевать только крупная компания, - признает Гречина. - Процесс концентрации рынка идет и ставит перед его участниками разные задачи. Если для мелких фирм главное - выжить, то крупным игрокам необходимо специализироваться". Именно последнее и стало ответом "ИНКОМ-Не-движимости" на вызовы времени. Сегодня около половины доходов компания получает от продаж элитной загородной недвижимости. Заметим в скобках, что, по оценкам аналитиков IRN.ru, именно этот сектор при известных общих проблемах рынка и теперь сохраняет потенциал ценового роста. При этом "ИНКОМ" выступает на этом рынке в несколько ином качестве - не только риелтора, но и девелопера. Начав этот бизнес около пяти лет назад почти случайно (компания не могла быстро продать один из подмосковных участков и решила застроить его, а продать уже потом), в "ИНКОМе" заметили хороший потенциал этого бизнеса. "К тому же сейчас существует высокий барьер входа на этот рынок, - дополняет Гречина. - Сильный игрок здесь должен обладать опытом, только это позволяет создать комплексное предложение и завоевать доверие покупателей". Теперь надо было, с одной стороны, отделиться в сознании клиентов от известного им по массовому рынку бренда "ИНКОМ", а с другой - использовать его популярность. Для этого весной 2007 года появился новый бренд - Villagio, реклама которого проводилась "под зонтиком" "ИНКОМа". "Лучшее сохранилось, - утверждает Гречина. - Villagio - это девелопер элитных поселков корпорации "ИНКОМ". Понятно, что раскрутка нового бренда потребовала от владельца немалых усилий, чем и объясняются аномально высокие рекламные затраты. По данным компании, рекламный бюджет только бренда Villagio составил в 2007 году около $3 млн. Правда, в него входит не только прямая реклама, но и проводимые в рамках кампании мероприятия. Оправданны ли эти затраты? В "ИНКОМе" смотрят в будущее с энтузиазмом. "Несмотря на то что с апреля реклама проектов корпорации полностью пошла под новым брендом, у нас не только не зафиксировано снижения покупательского спроса, а наоборот, число обращений клиентов увеличилось на 30-40% в зависимости от сезона и рекламируемого объекта, - утверждает Гречина. - Это означает, что мы выбрали правильную стратегию вывода бренда, и переход от бренда "ИНКОМ-Недвижимость" к Villagio прошел без негативных, даже в краткосрочной перспективе, последствий". Статистика продаж, по данным компании, позитивна. Например, в поселке Millennium Park, который с самого начала продвигался под новым брендом, уже к июню 2007 года продано более 100 домовладений. Несмотря на первые успехи, эксперты сомневаются в эффективности выбранной стратегии. "Высокая стоимость покупки определяет высокую избирательность покупателя, - рассуждает Игорь Брук. - Поэтому зонтичные бренды в данном случае опасны, так как нивелируют искусственно раздутый ассортимент". Если клиенту раньше что-то не понравилось в одном поселке, построенном "ИНКОМом", он шел в другой и не переносил на него ранее полученных отрицательных эмоций. Фактически, суббрендом было название поселка. Теперь, по мнению Брука, такой перенос вероятен, что может привести к снижению доли рынка в долгосрочной перспективе". Одна баба сказала Источники информации о страховой компании, % ответов ![]() Источник: ROMIR Пришел сезон Вывод на рынок нового бренда - не единственный способ, которым участники рынка услуг пытаются преодолеть репутационный кризис. Компания "МИЭЛЬ-Недвижимость", не имея в запасе пятилетнего опыта работы на смежном рынке, пошла другим путем, не связанным с увеличением рекламного бюджета. Более того, он даже уменьшился. По данным "ЭСПАР-Аналитик", рекламные затраты на наружную рекламу "МИЭЛЬ-Недвижимости" в 2005 году составляли $589 тыс., в 2006-м - $237, а в первые пять месяцев текущего года - $110 тыс. (экстраполяция в расчете на год дает $263 тыс., что по-прежнему ниже темпа роста рекламного рынка, в том числе и в этой товарной категории). "Изменились акценты, - объясняет Михаил Лоскутов, директор по маркетингу холдинга "МИЭЛЬ" причину снижения присутствия своей рекламы на улицах. - Важна не только известность, но и репутация". Собственные исследования компании подтвердили выводы ROMIR о том, что сильный бренд - это еще не все, что необходимо риелтору: 60-70% потенциальных клиентов обращаются к нему по рекомендациям знакомых. Насколько люди довольны обслуживанием и готовы рекомендовать компанию своим друзьям? "От ответа на этот вопрос напрямую зависит поток новых обращений, - считает Лоскутов. - Привлечение и удержание клиентов в качестве постоянных и добровольных источников рекомендаций, повышение лояльности клиентов может реально повысить его". Для того чтобы управлять уже измеренным показателем лояльности, в компании внедрили службу контроля качества, использующую CRM-систему, стандарты "идеальной услуги" и программы лояльности для клиентов. Поле чудес если бы у вас были свободные денежные средства, то куда бы вы предпочли их вложить, % ответивших ![]() Источник: ROMIR "Система мониторинга лояльности создана для оперативной оценки отношения общества и отдельных граждан к холдингу "МИЭЛЬ", - объясняет Лоскутов. - В ее основе модель многомерной лояльности, то есть мы учитываем лояльность к имиджу, к известности холдинга, удовлетворенность клиентов общением с фирмой на предварительном этапе взаимодействия и далее в ходе проведения сделки, лояльность после завершения сделки". Пока система мониторинга действует в тестовом режиме и позволяет оценивать лояльность по следующим показателям: независимые высказывания о компании в СМИ, обратная связь от клиентов через "Книгу отзывов и предложений" (КОП) в офисах и интернет-сайт компании (www.miel.ru), рекламации, опросы клиентов в офисах, опросы обслуженных клиентов по телефону. Несмотря на тестовый характер новации, первые результаты уже видны. "Проведенное исследование "Индикатор лояльности клиентов" показало в I квартале текущего года изменение ряда показателей по сравнению с IV кварталом 2006 года, - говорит Лоскутов. - Например, количество претензий сократилось на 12%, а количество положительных отзывов в адрес компании и отдельных ее сотрудников увеличилось на 4%. Кроме того, количество рекламаций сократилось в 2,5 раза. Уже начат и третий, заключительный этап внедрения CRM-системы, результатом которого должна стать автоматизация деятельности всех структур холдинга в области CRM". Впрочем, внедрением CRM дело не ограничилось, появились и новые рекламные ходы. В мае и июне 2007 года холдинг "МИЭЛЬ" разместил в журналах формата lifestyle (Top Gear, Quat-troruote, "Вокруг света", Esquire) рекламные модули с так называемой "адаптивной" рекламой. На них были изображены фигуры, представляющие собой интеллектуальную игру: необычный взгляд на хорошо известные читателям символы - автомобиль, женскую фигуру, лабиринт, яблоко. Линии центральной фигуры, изображенной на макете, представляли собой стены на планировках квартир. Таким образом, по мнению маркетологов компании, удалось объединить сферу деятельности "МИЭЛЬ" и поле интересов читателей специализированной и развлекательной прессы, донести информацию об основной сфере деятельности компании через необычные образы. По словам маркетологов "МИЭЛЬ", такая реклама "подчеркивает интеллектуальную динамику, креативность и соответствие компании эмоциональным составляющим ее бренда - дружелюбию, открытости, свободе и ориентации на клиента". Риелтор желает познакомиться знаете ли вы компании, оказывающие услуги в области недвижимой собственности, и какие? % ответивших ![]() Источник: КОМКОН Результатов кампании, естественно, ожидать еще рано, но само стремление отойти от своего слогана конца 2005 года "Обнови недвижимость. Пришел сезон" говорит о понимании проблемы рынка - сезон и правда уже не тот. Эксперты подтверждают необходимость комплексного подхода. "Поскольку речь идет о больших суммах и рисках, то вопрос надежности риелторской компании, безусловно, входит в число определяющих факторов выбора, - говорит Олег Кузьмин, гендиректор российского представительства компании Added Value. - Но даже обладающие высокой известностью и большим опытом работы компании обязаны уделять внимание уровню обслуживания своих клиентов". Отказываться от рекламы вовсе нельзя. "Как массовые коммуникации, так и уровень оказания услуг являются необходимыми элементами построения бренда и развития бизнеса для компаний-лидеров этого рынка, - считает Кузьмин. - Баланс между этими элементами и распределение инвестиций - вопрос выбора стратегии каждой компании". Дмитрий Фролов, Индустрия рекламы
|